Eesti English
По-русски
Українською
Политика безопасности Эстонии »

Политика безопасности Эстонии

29.11.2007

Главной целью политики безопасности Эстонии является сохранение и укрепление независимости и территориальной целостности страны, а также обеспечение конституционного порядка и безопасности населения. Политика безопасности Эстонии основывается на принципе неделимости безопасности, необходимости международного сотрудничества и защиты демократических ценностей. Эстония старается внести максимальный вклад в обеспечение международного мира и стабильности, будучи не только потребителем, но и производителем безопасности.

Главными принципами политики безопасности и оборонной политики страны являются активное участие в обеспечении международной безопасности, участие в миротворческих миссиях и миссиях по урегулированию кризисов, проводимых под эгидой различных международных организаций (НАТО, ООН, ОБСЕ, ЕС).

Эти принципы зафиксированы в “Основах оборонной политики Эстонии”, утвержденных в парламенте страны (Рийгикогу) в 2004 году. Присоединение Эстонии к НАТО и ЕС значительно укрепило безопасность страны, а также включило ее в процесс сотрудничества в области обороны и безопасности, координируемого этими организациями, целью которого является содействие укреплению глобального мира и стабильности в мире.


 Эстония в НАТО

Членство в альянсе коллективной безопасности - НАТО - позволяет успешно участвовать в международном сотрудничестве в области безопасности, а также обеспечить эффективную оборону Эстонии. Активное членство в НАТО будет всегда основным приоритетом политики безопасности и оборонной политики Эстонии. Основой реформ, проводимых с целью реализации этих принципов, является План структуры и развития оборонительных сил с 2005 до 2010 года. Согласно названному плану, как и в других странах НАТО, акцент делается на создание мобильных и постоянно готовых к нововведениям вооруженных сил, а также на повышение способностей участия в международных миротворческих миссиях.


Партнерство НАТО

По инициативе НАТО было создано несколько географически обозначенных форматов сотрудничества, в необходимости и многосторонней пользе которых Эстония убеждена. В то же время Эстония признает, что в быстро меняющемся мире нынешние определения партнерства отстают от времени и нуждаются в обновлении. Нужны новые формы сотрудничества, которые, с одной стороны, обеспечили бы современные потребности безопасности, а с другой - соответствовали бы общим ценностям, которые мы все обязаны защищать. Эстония поддерживает дискуссию, направленную на развитие новых форм сотрудничества, которые помогут укрепить безопасность как в евроатлантическом регионе, так и во всем мире.

Совет евроатлантического партнерства (EAPC)

Совет евроатлантического партнерства до сих пор является формой сотрудничества с наибольшим числом стран-партнеров. Совет учрежден в 1997 году в качестве политического форума для проведения мирных переговоров. В данный момент в состав Совета входят 26 стран НАТО и 23 страны-партнера. EAPC образует основу для практического сотрудничества и консультаций между странами НАТО и странами-партнерами. После расширения НАТО число стран-партнеров, целью которых было бы членство в НАТО, резко сократилось, поэтому интерес к подобному виду форума понизился. Эстония считает, что поскольку характер EAPC со временем изменился, необходимо больше учитывать особенности стран-партнеров. Цель EAPC - способствовать укреплению стабильности и мира в евроатлантическом регионе через политический диалог и практическое сотрудничество - по-прежнему важна и актуальна.

"Партнерство во имя мира" (PfP)

Программа PfP была принята в 1994 году на саммите стран НАТО в Брюсселе. Целью этой программы ставится повышение способности обеспечения мира, а также усовершенствование совместных действий оборонительных сил НАТО и стран-партнеров через совместное планирование, обучение и проведение совместных учений. Эстония с самого начала участвовала в программе PfP, вплоть до вступления в НАТО в 2004 году. С момента создания программы PfP участие Эстонии в ней было и остается важным направлением. Как член НАТО, Эстония дорожит своим опытом в программе PfP и поддерживает сотрудничество стран НАТО и стран-партнеров.

Участие Эстонии в операциях по обеспечению мира

Эстония начала участвовать в международных миротворческих миссиях спустя четыре года после восстановления независимости. До сих пор это является одним из приоритетов страны в области обеспечения мира и стабильности в мире. В 2007 году в миротворческих миссиях участвуют свыше 250 военнослужащих Эстонии, затраты на участие в международных операциях по обеспечению мира составляют около 5% оборонного бюджета. В международных миссиях участвуют различные специалисты и подразделения: пехота, военная полиция, штабные офицеры, медицинский персонал, саперы, диспетчерская служба полетов, военный мониторинг, транспортное обслуживание.

Основные миротворческие миссии

Афганистан: Эстония начала борьбу с терроризмом в Афганистане в 2002 году в рамках руководимой США операции “Незыблемая свобода”. Начиная с 2003 года Эстония участвует в международной миссии НАТО по обеспечению безопасности в Афганистане (International Security Assistance Force in Afghanistan - ISAF), которая к сегодняшнему дню стала важнейшей операцией НАТО. Для Эстонии как члена НАТО успех в афганской операции является вопросом приоритетной важности. Для наших сил обороны это самая большая и важная зарубежная военная операция‚ в которой на данный момент участвует около 120 миротворцев из Эстонии. Большая часть эстонского контингента (состоящее из 80 членов пехотное подразделение и группа разминирования из 15 военных) располагается в Южном Афганистане‚ в провинции Гельманд‚ важной с точки зрения стабилизации ситуации в государстве. С учетом государственного устройства Афганистана Эстония считает крайне важным скоординированное использование военных и гражданских средств. По этой причине мы исходим из принципа‚ согласно которому военный вклад Эстонии необходимо поддерживать гражданскими мерами. В ближайшие годы Афганистан останется одним из самых важных государств‚ которым Эстония оказывает помощь. На данный момент в страну отправлены первые гражданские чиновники (руководитель специальной дипломатической миссии‚ советник по вопросам обороны и полицейский в соответствующую миссию ЕС).

Косово (KFOR): Эстония участвует в миссии НАТО по обеспечению мира в Косово (KFOR) начиная с 1999 года. В настоящее время в операции участвуют штабные офицеры при штаб-квартире KFOR и разведывательная группа в количестве 26 человек в составе датского батальона в северной части Косово в Митровице. Поскольку в случае с Косово мы имеем дело с европейской проблемой‚ решение которой находится на важном месте как для НАТО‚ так и для ЕС‚ то Эстония считает необходимым продолжать свое присутствие в Косово до тех пор‚ пока надобность в этом будет сохраняться.

Ирак: С 2003 года Эстония участвует в составе международных коалиционных сил в операции “Свобода Ираку”. В данный момент по просьбе правительства страны и на основе мандата ООН в Ираке находятся подразделение пехоты из 34 человек и штабные офицеры. Эстония поддерживает материально тренировочную миссию НАТО в Ираке, предоставляя двух своих инструкторов и необходимые средства обучения.

Общественная поддержка НАТО

Среди граждан Эстонии поддержка членства в НАТО была всегда стабильно высока, особенно среди эстонцев. Опрос общественного мнения в декабре 2006 года показал, что 75% всех респондентов поддерживают членство страны в НАТО. Результат не отличался во многом от весенних и осенних опросов этого же года (соответственно 74% и 76%).

Уровень безопасности после вступления Эстонии в НАТО 29 марта 2004 года возрос по мнению 53% опрошенных; 37% считает, что ситуация не изменилась и 2% полагает, что она ухудшилась.

Общественность по-прежнему считает основной гарантией безопасности для Эстонии членство в НАТО (67%), на втором месте - сотрудничество и добрососедские отношения с Россией (45%), на третьем - оборонное сотрудничество между Балтийскими странами (43%).

Большинство жителей Эстонии по-прежнему поддерживают нынешний уровень бюджетных расходов на оборону либо поддерживают его повышение, 39% опрошенных поддерживают курс на увеличение расходов, 40% поддерживают сохранение нынешнего уровня и 11% выступают за уменьшение расходов.


Общая внешняя и оборонная политика ЕС

Присоединение к Европейскому союзу наряду с членством в НАТО укрепило безопасность Эстонии. ЕС стал более активно и решительно действовать в борьбе с современными проблемами безопасности в мире. Инструментом обеспечения глобальной безопасности Европейского союза является общая внешняя и оборонная политика ЕС. Цель общей внешней и оборонной политики (Common Foreign and Security Policy - CFSP) с самого ее начала (1993) была неизменной: укреплять безопасность, сохранять устойчивый мир, способствовать международному сотрудничеству и развивать демократию. ЕС действует в рамках SFCP как единый блок, в котором каждая страна участвует на равных по любому внешнеполитическому вопросу, являясь тем самым частью одного целого.

Приоритеты Эстонии в CFSP утверждены в стратегическом документе политики Правительства Эстонии в ЕС. Это повышение эффективности действий ЕС по снижению рисков безопасности в мире согласно европейской стратегии безопасности‚ укрепление безопасности и стабильности в граничащих с ЕС регионах, поддержка экономического роста, а также поддержка основанной на принципах демократии и рыночной экономики модели общественного развития, крепкие трансатлантические связи.

Эстония ставит своей целью активную помощь в распространении и утверждении демократических ценностей, а также в обеспечении экономической стабильности в регионах, расположенных в непосредственной близости к ЕС - это, по мнению Эстонии, наилучшее средство обеспечения прочного мира. Эстония поддерживает Европейскую политику добрососедства (European Neighbourhood Policy - ENP) и принимала участие в разработке мер по дальнейшему укреплению ENP на основе принятых решений Европейского Совета в июне 2007 года. Уже сейчас страна увеличила свое присутствие во многих государствах ENP и собирается делать это в дальнейшем.

Эстония поддерживает многие успешные проекты сотрудничества со странами ENP (Грузией‚ Украиной‚ Молдавией). Продолжается уточнение рамок сотрудничества с этими государствами. Кроме этого‚ начато внедрение эстонских проектов по сотрудничеству в области развития с более эффективным мониторингом.

Участие Эстонии в гражданских миссиях ЕС

Важной составной политики безопасности Эстонии является вклад в развитие и усовершенствование военного и гражданского структурно-технического потенциала ЕС в рамках политики в области безопасности и обороны (European Security and Defence Policy - ESDP). На первом плане нужно держать развитие гражданских миссий ЕС, которые, кроме прочего, помогают действиям НАТО и способствуют сотрудничеству двух больших организаций. Летом 2007 года подразделение пехоты Эстонии успешно закончило военную миссию ЕС в Боснии и Герцеговине. Эстонские полицейские, пограничники, таможенники и эксперты других гражданских структур продолжают деятельность на Западных Балканах, в Молдавии, Грузии и Афганистане.


Дву- и многосторонние отношения

В качестве члена ЕС и НАТО Эстония стала более важным партнером в области международного сотрудничества. Эстонии успешно удается использовать это обстоятельство как в рамках двусторонних отношений с другими странами, так и для оказания своего влияния на тенденции в политике таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ и Совет Европы.

Эстония развивает активное военно-оборонное сотрудничество почти со всеми членами НАТО и со многими странами-партнерами. Следует отметить большое значение оборонного сотрудничества с такими крупными странами блока НАТО, как США, Великобритания, Германия и Франция. Самое тесное сотрудничество у Эстонии с Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией, а также с Латвией и Литвой.

В связи с общей политической целью - достижением членства в НАТО - Эстония, Латвия и Литва реализовали согласно стандартам НАТО ряд успешных трехсторонних проектов в рамках программы "Партнерство во имя мира". Так как все Балтийские страны к сегодняшнему дню стали членами альянса, их положение в сфере безопасности резко изменилось по сравнению с ситуацией 10 лет назад. Это обусловило изменения в трехстороннем сотрудничестве, которое сейчас осуществляется в рамках НАТО и в соответствии с задачами и перспективами, исходящими от членства в альянсе. Некоторые из трехсторонних проектов завершены, некоторые осуществляются до сих пор.


Важнейшие проекты трехстороннего сотрудничества Балтийских стран

БАЛТРОН (Балтийская морская эскадра) - пример успешного сотрудничества военно-морских сил трех стран. Балтийская морская эскадра (с береговым штабом и центром связи в Таллинне) была создана в 1998 году для участия в международных операциях по поддержке мира. Сейчас, когда три страны являются членами НАТО, БАЛТРОН стал тренировочной структурой противоминных частей морских сил НАТО. Военно-морское сотрудничество Балтийских стран создало основу для того, что с 2005 года в распоряжении сил быстрого реагирования НАТО по системе ротации находится одно судно Эстонии, Латвии или Литвы. Первым стал эстонский штабной корабль "Адмирал Питка".

БАЛТНЕТ (Baltic Airspace Surveillance Network) - балтийская система воздушного слежения, созданная в 1998 году для получения, координации и распространения данных воздушного слежения, действующая совместно с Региональным центром координации воздушного слежения в Литве (RASCC).

БАЛТДЕФКОЛ - Балтийский оборонный колледж в Тарту, учрежденный в 1998 году для подготовки офицеров Балтийских стран и стран-партнеров в соответствии с едиными стандартами НАТО. Главной задачей колледжа является проведение курсов старших штабных офицеров (Joint Command and General Staff Courses). В 2004 году в колледже началась подготовка старших штабных офицеров (Higher Command Studies Course - HCSC). Международные курсы HCSC предусмотрены для старших офицеров и чиновников и сосредоточивают внимание на управленческих вопросах, роли руководителей в среде безопасности, а также в условиях существующих военных миссий. В 2007/2008 учебном году в БАЛТДЕФКОЛ обучаются офицеры и высшие чиновники из 24 стран. Качество обучения в колледже обеспечивается привлечением зарубежных преподавателей. В настоящее время в колледже работают преподаватели из 15 разных стран, в том числе из Норвегии, Франции, Дании, Германии, Канады и США.

Новейшим и амбициозным трехсторонним проектом является комплектование общего моторизированного батальона пехоты Балтийских стран, которая находится в стадии подготовки и должна быть готова участвовать в 2010 году в действиях НАТО в числе сухопутных сил быстрого реагирования (NRF-14). Интенсивным образом развивается сотрудничество Балтийских стран в области совместных военных заказов. Дальше всего на сегодняшний день продвинулась подготовка заказов на боеприпасы и радары.


Сотрудничество с другими организациями

Осуществлению главной задачи ООН - обеспечению мира и безопасности - Эстония содействует посредством участия в борьбе против терроризма и в миротворческих операциях ООН.

Эстония участвует в качестве наблюдателя в операции по обеспечению мира на Ближнем Востоке (UNTSO). Весной 2005 года в Эстонии, совместно с отделением миротворческих операций ООН (MTC - Military Training Cell), были организованы курсы по подготовке инструкторов миротворческих операций.

Эстония присоединилась к 12 конвенциям по борьбе с терроризмом и подписала последнюю, принятую в апреле 2005 года Генеральной ассамблеей ООН конвенцию против ядерного терроризма (International Convention on the Suppression of Acts of Nuclear Terrorism).

В 1991 году Эстония стала участницей Конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе (CSCE), на основе которой в декабре 1994 года была создана ОБСЕ. В рамках сотрудничества в области обороны и безопасности Эстония активно участвует в осуществлении Венской резолюции ОБСЕ и договора об “Открытом небе”. Наряду с этим, эстонские эксперты участвуют в работе миссии ОБСЕ на Западных Балканах, Южном Кавказе и в Молдавии, способствуя укреплению стабильности и безопасности в названных регионах.

Действующая система контроля стратегических товаров в Эстонии обеспечивает надежную защиту безопасности страны, а также повышает способность Эстонии противостоять распространению оружия массового поражения и международного терроризма. Государство присоединилось к основным международным организациям по координации контроля над стратегическими товарами.

 

Дополнительная информация:

МИД Эстонии: www.vm.ee
Министерство обороны: www.kmin.ee




Политика безопасности Эстонии

TopBack

© Посольство Эстонии в Киеве Puškinska tn 43B, Kiev 01901, Ukraina tel. (380 44) 590 07 80, e-mail: Embassy.kyiv@mfa.ee