Eesti English
По-русски
Українською
Эстония в EC »

Эстония в Европейском союзе

29.11.2007

Эстония является членом Европейского союза в течение более чем трех лет. За это время страна успела определить свою роль в качестве члена ЕС и уточнить соответствующие ей цели. Государство зарекомендовало себя как активного и конструктивного партнера‚ продолжая прагматическую политику дальнейшей интеграции в ЕС. Сильный и действенный Евросоюз находится в сфере интересов Эстонии. Для нас важно‚ чтобы он был политически уравновешенным и конкурентоспособным на международной арене‚ а также внутри себя. После вступления в ЕС страна многого достигла как в экономическом‚ так и в политическом плане. Это отражается в обнародованном в мае 2007 года исследовании общественного мнения‚ согласно которому 85% граждан Эстонии‚ имеющих право голоса‚ поддерживают членство страны в ЕС. Данный показатель является одним из наиболее высоких в странах - членах Евросоюза.

Основные направления политики Эстонии в отношении ЕС установлены в соответствующем плане действий Правительства Республики на 2007-2011 годы. Целью этого документа является определение наиболее важных для страны областей с учетом общих интересов и стратегий развития ЕС. Ниже приводится список самых существенных для Эстонии тем‚ являющихся центром политики государства в отношении ЕС.


Реформа базовых договоров Европейского союза

Основу, необходимую для претворения в жизнь целей Европейского союза, а также для увеличения эффективности и прозрачности деятельности ЕС, дают действенные институциональные рамки. Поэтому скорейшее завершение процесса реформирования основополагающих договоров Евросоюза является приоритетным с точки зрения его дальнейшего развития.

На июньском заседании Совета Европы лидеры стран-членов достигли соглашения о созыве межправительственной конференции с целью составления договора о реформировании в соответствии с мандатом, полученным от Совета. Быстрая работа конференции дала главам правительств возможность одобрить новый договор уже в октябре 2007 года. Таким образом, останется достаточно времени для его ратификации и вступления в силу до выборов в Европейский парламент в июне 2009 года. С позиции как Эстонии, так и всего ЕС важно, что договор о реформировании сохранил большинство нововведений, установленных конституционным договором.


Расширение

Эстония считает расширение Европейского союза одним из наиболее удачных направлений политики. Оно в существенной мере увеличило спокойствие, стабильность и благосостояние в Европе, и мы уверены, что продолжение расширения скажется еще более позитивно. Присоединение к Евросоюзу самой Эстонии в 2004 году является ярким тому подтверждением. Мы считаем, что государства-члены должны воздержаться от связанной с расширением негативной риторики и бороться за то, чтобы позитивные стороны последнего расширения были справедливо отражены.

Эстония последовательно поддерживает дальнейшее расширение ЕС и считает, что он должен остаться верным как своим прежним решениям относительно расширения, так и обещаниям государствам Западных Балкан, о которых говорилось на саммите в Фессалониках в 2003 году. Мы знаем по собственному опыту, что подобные договоренности являются хорошей дополнительной мотивацией при претворении в жизнь политических и экономических реформ.

Условия вступления в ЕС очерчены достаточно четко (т.н. Копенгагенские критерии), их необходимо соблюсти всем странам, которые хотят присоединиться к союзу. Эстония поддерживает процесс расширения, однако каждое государство, желающее стать членом ЕС, необходимо оценивать исходя из его собственных успехов при выполнении критериев. Эстония как страна, недавно вошедшая в ЕС, готова поделиться опытом с претендентами на членство в Евросоюзе.


Энергетическая политика Европы

Запасы энергетических ресурсов стран Европейского союза невелики‚ в случае с нефтью и газом зависимость от импорта быстро растет. В этом году собственная нефтяная продукция государств-членов составит всего 18%, газовая продукция - 37% и угольная - 54% от общего потребления ЕС. Согласно прогнозам‚ зависимость Евросоюза от импортируемой энергии вырастет с нынешних 40% до приблизительно двух третей в 2030 году. Поэтому очень важным вопросом является гарантирование бесперебойных поставок. Страны‚ входящие в ЕС‚ должны гораздо более серьезно задуматься об экономии энергии, об использовании неисчерпаемых ее источников и об уменьшении негативного влияния на климат.

Энергетика как отдельная тема была одной из основных для Европейского союза начиная с газового конфликта 2006 года между Россией и Украиной. В марте 2006 года вышла в свет зеленая книга энергетики‚ составленная Европейской комиссией, тогда же на Совете ЕС договорились о том, что будут начаты действия по развитию европейской энергетической политики‚ в июне Совет ЕС одобрил документ о международной деятельности ЕС в области энергетики‚ составленный Европейской комиссией и верховным представителем Европейского союза по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой. 2007 год также начался активно: в январе Европейской комиссией был составлен энергетический пакет, в который входят стратегический обзор и связанные с ним объемные исходные документы.

В марте 2007 года Совет ЕС утвердил программу действий союза в области энергетики, включающую в себя следующие важнейшие действия:

  • Повышение удельного веса неисчерпаемых источников энергии на уровне ЕС до 20% к 2020 году (обязательная цель)
  • Повышение удельного веса биотоплива на уровне ЕС до 10% к 2020 году (обязательная цель)
  • Достижение 20%-ной‚ по сравнению с нынешними оценками‚ экономии энергии в ЕС к 2020 году
  • Уменьшение объемов выброса газов‚ вызывающих парниковый эффект‚ в ЕС на 30% к 2020 году при условии, что другие развитые страны мира постараются сделать то же самое
  • Одностороннее обязательство по уменьшению объемов выброса газов‚ вызывающих парниковый эффект‚ в ЕС на 20% к 2020 году вне зависимости от деятельности других стран

Эстония с самого начала поддерживала выработку энергетической политики ЕС. Мартовские общие цели являются для нас вызовом, однако в общем случае они достижимы. В то же время мы должны учитывать, что предложения Европейской комиссии могут быть более амбициозными‚ чем государственные цели Эстонии. Мы считаем, что‚ наравне с амбициозным продвижением внутри ЕС‚ следует выработать конкретную энергетическую политику для международной арены, в отношении которой особого продвижения на упомянутом Совете ЕС не наблюдалось. Более основательно следует проанализировать энергетическую зависимость стран-членов от поставок третьих государств и механизмы солидарности для того‚ чтобы избежать проблемы внешнего давления при бесперебойных поставках‚ так как с третьими странами следует общаться едино. Эстония надеется, что сеть корреспондентов по энергетической безопасности‚ первое заседание которой состоялось в мае (NESCO, в нее входят два представителя от каждого государства, Европейской комиссии и секретариата совета)‚ окажется действенным органом при решении поставленных вопросов.


Изменения климата

Начиная с 90-х годов 20 века Европейский союз взял на себя роль мирового лидера в борьбе с глобальным потеплением. Эстония как член ЕС активно участвует в формировании политики Евросоюза в отношении климата. Страна присоединилась к Киотскому протоколу в 1998 году, согласившись с условием, что объем газов‚ вызывающих парниковый эффект‚ должен за 2008-2012 годы сократиться на 8% по сравнению с 1990 годом. На данный момент Киотский протокол ратифицировали 132 государства. ЕС активно работает над составлением нового глобального рамочного соглашения, связывая энергетическую политику‚ оказывающую большое влияние на изменение климата‚ со своей стратегией в отношении окружающей среды. На весеннем заседании Совета ЕС были установлены конкретные цели в отношении окружающей среды внутри Евросоюза и соответствующая политика до 2020 года. Таким образом дается хороший пример другим развитым странам‚ чьи силы стараются привлечь к борьбе с изменениями климата. Эстония согласилась со всеми поставленными целями.


Финансовая перспектива

В 2007 году начался новый 7-летний бюджетный период ЕС, согласия по вопросам общих рамок которого страны-члены достигли в декабре 2005 года. Европейский парламент одобрил общие рамки бюджета в июне 2006 года. Данное соглашение было для Европейского союза крайне важным. Во-первых‚ в случае его отсутствия было бы затруднено финансирование политики ЕС. Во-вторых‚ соглашение подтвердило, что расширенный союз в состоянии функционировать и что 25 стран могут договориться в том числе по сложным вопросам.

Переговоры были трудными, однако Эстония может быть довольна результатами. Страна в течение бюджетного периода получит от ЕС 4,5 миллиарда евро (постоянные цены 2004 года; по номинальным оценкам 4,8 миллиарда евро), из которых около 3,3 миллиарда пойдет на региональную помощь, приблизительно 0,6 миллиарда - на развитие жизни на селе и примерно 0,5 миллиарда - на поддержку сельского хозяйства. Эстония внесет в бюджет ЕС почти 0,9 миллиарда евро в течение 7 лет.

В общем соглашение помогает Европейскому союзу развиваться и обновлять свою политику, что в противном случае было бы крайне затруднительно: например‚ пострадала бы конкурентоспособность ЕС в мире, кроме этого‚ новым странам-членам было бы сложнее достигнуть уровня жизни старых членов ЕС.

Поднятие потолка бюджета до 1,047% от общего дохода национальных экономик ЕС, уменьшение возвратного платежа Великобритании в целом на 10,5 миллиарда евро и увеличение средств‚ выделяемых новым государствам‚ означает, что у более бедных стран-членов будет больше возможностей для развития‚ что в конечном итоге увеличит экономическое единство ЕС.

В то же время большинство стран считает, что в следующий бюджетный период, который начнется в 2014 году, Европейский союз должен провести основательную и достаточно сложную реформу финансирования, которая будет сконцентрирована на критическом анализе прежней политики Евросоюза и будет включать в себя ее изменение в области сельского хозяйства и создания общего пространства. Поэтому было решено начать соответствующие переговоры раньше обычного и пересмотреть вопросы бюджета в 2008-2009 годах.


Лиссабонский процесс

На весеннем заседании Совета ЕС в 2005 году была утверждена обновленная Лиссабонская стратегия‚ или стратегия экономического роста и занятости, для реализации которой страны-члены составили государственные планы действий (National Reform Programmes - NRP).

Для претворения в жизнь стратегии Эстония составила план действий по экономическому росту и занятости на 2005-2007 годы‚ двумя основными целями которого были развитие человеческих ресурсов‚ а также благоприятствование деятельности в области науки и развития. Составление программы способствовало началу в Эстонии дискуссии по вопросам экономики и занятости. Наша страна начнет составление нового плана действий на 2008-2010 годы осенью 2007 года, сразу после составления представляемого Европейской комиссии отчета о внедрении нынешней программы. К составлению нового плана‚ кроме министерств‚ будут привлечены также партнеры, эксперты и члены парламента.

В общем Европейская комиссия оценивает стратегию экономического роста и создания рабочих мест удовлетворительно, при этом более оптимистично‚ чем в предыдущие годы. На первый план выносится деятельность в области науки и развития‚ а также в некоторой степени предпринимательская среда. При решении вопросов занятости, энергетики‚ изменений климата и повышения конкурентоспособности предприятий прежде всего подчеркивается низкая активность стран‚ входящих в ЕС. По оценке Европейской комиссии‚ при внедрении плана действий Эстония достигла очень хороших результатов. Мы являемся одной из шести стран и единственным новым членом ЕС‚ результаты которых Европейская комиссия оценила настолько высоко, что не сочла нужным давать каких-либо официальных рекомендаций для корректировки политики и ее претворения в жизнь.


Свободное передвижение рабочей силы

Свободное передвижение рабочей силы - одна из четырех основных свобод ЕС. Эстония считает, что оно должно равно распространяться на жителей всех стран Европейского союза. Работа в иностранном государстве дает новые знания и опыт, от чего выигрывают как работник‚ так и работодатель, а также обе страны - принимающая и отправляющая работника.

В 2006 году все страны‚ ограничившие передвижение рабочей силы государств‚ присоединившихся к ЕС в 2004 году‚ должны были решить, хотят ли они упразднить ограничения или продлить их еще на три года.

1 мая 2004 года‚ сразу после присоединения‚ свой рынок труда для новых членов открыли Великобритания, Ирландия и Швеция. На данный момент это сделали также Финляндия, Испания, Португалия, Греция, Италия и Голландия. Кроме этого‚ Франция, Бельгия, Люксембург и Дания открыли свой рынок труда в отношении многих должностей или упростили процедуру ходатайства о разрешении на работу.


Политика добрососедства

Европейская политика добрососедства - это один из наиболее существенных механизмов ЕС, при помощи которого есть возможность влиять на развитие новых соседей - политические и экономические реформы, создание новых институтов, выработку необходимой законодательной базы.

Для поддержки реформ в государствах-партнерах ЕС должен дать им четкие сигналы важности их проведения и необходимости соблюдения программ политики в отношении соседей. Кроме этого‚ они должны иметь представление о перспективах сотрудничества, а также получить более открытые и ясные возможности. Эстония стоит за то‚ чтобы внутри ЕС росло единодушие в отношении более сильной поддержки соответствующих стран и чтобы в дальнейшем политика в отношении соседних стран укреплялась. При обсуждении данных вопросов Эстония неоднократно подчеркивала необходимость развития таких областей‚ как сотрудничество в области экономики и торговли, упрощение визового режима, решение замороженных конфликтов и проблем энергетической отрасли. В общении с соседними странами важно то, насколько ЕС согласен применять свои 4 основные свободы по отношению к государствам-партнерам. Договоры по секторам были бы в этом случае хорошей возможностью открытия основных свобод для партнеров. Эти государства должны иметь ясные перспективы в отношении того, что будет следовать за окончанием того или иного этапа (например‚ при выполнении программы политики соседства). В то же время Эстония считает, что самой важной является деятельность самой страны-партнера.

Эстония подчеркивает важность индивидуального подхода: отношения государства-партнера с ЕС должны зависеть от деятельности и активности первого, при этом местонахождение и исторические связи должны оставаться на втором плане. Финансирование государств-партнеров должно основываться на их достижениях‚ самым успешным из них необходимо помогать продвигаться быстрее (например‚ через договорные отношения, в том числе по секторам). 

Хотя у нас больше контактов и опыта общения с соседями на востоке, мы считаем важным сотрудничество и со странами‚ находящимися на юге от ЕС.


Европейский союз и Россия

Стратегическое партнерство ЕС с Россией предполагает признание обеими сторонами общих европейских ценностей. Мы считаем важным, чтобы политика Европейского союза в отношении России была единой и согласованной и чтобы среди государств-членов царила солидарность. Кроме вопросов экономического сотрудничества (в т.ч. следования принципам рыночной экономики) необходимо обращать внимание на развитие правового государства, демократии и прав человека (включая положение национальных меньшинств) в России‚ а также на укрепление внешних границ ЕС и связанную с этим политику в отношении миграции и беженцев. Эстония следит за всеми областями сотрудничества Евросоюза и России и вносит свой вклад в формирование позиции ЕС по вопросам экономического сотрудничества‚ защиты окружающей среды и прав человека.

Мы поддерживаем заключение нового рамочного соглашения‚ которое заменит действующее до 30 ноября 2007 года соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Новый договор должен как можно более ясно определить взаимные права и обязанности, чтобы свести к минимуму возможности различной трактовки и гарантировать взаимовыгодное сотрудничество ЕС и России, в котором Евросоюз выступает в качестве сильной и единой стороны. Эстония считает важным, чтобы новое рамочное соглашение содержало конкретную ссылку на четыре общих пространства во взаимоотношениях двух сторон, которые были определены в 2005 году.

В первом, общем экономическом пространстве‚ Эстония считает важным прозрачное, соответствующее соглашениям сотрудничество в области энергетики (в т.ч. безопасность использования ядерной энергии), сближение России с ВТО и партнерство без границ. Во втором, пространстве свободы‚ безопасности и права‚ важно полное применение вступивших в силу 1 июня 2007 года договоров об упрощении визового режима между Россией и ЕС и реадмиссии‚ а также в связи с этим об упрощении порядка регистрации граждан зарубежных стран в России. Визовые свободы с Россией в рамках соответствующего диалога являются долгосрочной перспективой. Кроме этого‚ в интересах Эстонии продолжение конструктивных консультаций ЕС и России по вопросам прав человека и мониторинг развития демократии в России. По мнению Эстонии‚ в третьем, пространстве внешней безопасности‚ преимущество имеет решение замороженных конфликтов‚ а также сотрудничество и диалог по другим вопросам международной безопасности. В четвертом, пространстве образования и науки‚ считаем существенным углубление и активизацию сотрудничества в области образования‚ науки и культуры (в т.ч. сотрудничества с финно-угорскими народами и возврата культурных ценностей).

В рамках “Северного измерения” ЕС Эстония поддерживает развитие общих с Россией проектов социального партнерства и защиты окружающей среды‚ а также возможное создание проектов в области транспорта и культуры.


Общественное мнение о ЕС

По мнению Эстонии, необходимо восстановить доверие граждан ЕС к общеевропейскому проекту. Мы должны показать, что готовность и способность к сотрудничеству в новой Европе сохраняются.

В соответствии с проведенными осенью 2006 года исследованиями Евробарометра, среди жителей Эстонии преобладает позитивное отношение к открытой рыночной экономике и глобализации: в этих процессах видят больше плюсов, чем минусов.

Около 75% жителей Эстонии считает, что ЕС играет в мире позитивную роль при гарантировании защиты окружающей среды и экономического роста, а также безопасности. 70% опрошенных признает важную роль ЕС в борьбе с терроризмом и 62% - с бедностью в мире.

Регулярно проводимые в Эстонии фирмой Emor опросы показали, что в течение последних двух лет жители страны стабильно высоко поддерживали Европейский союз - соответствующий показатель находится в промежутке 70-80%.


Представители Эстонии в органах ЕС

Европейская комиссия

1 мая 2004 года уполномоченный от Эстонии Сийм Каллас приступил к работе как член Европейской комиссии (ЕК), он продолжает работу в новом составе комиссии, который начал деятельность 22 ноября 2004 года, и отвечает за административные вопросы, аудит и борьбу с коррупцией. Каллас также назначен на должность одного из пяти вице-президентов ЕК. Должность руководителя Генерального директората инноваций и малого предпринимательства ЕК занимает Майве Руте и руководящим советником Генерального директората торговли работает Сигне Ратсо.

В январе 2007 года Рийна Кионка стала личным советником по правам человека Хавьера Соланы - верховного представителя Европейского союза по внешней политике и безопасности.

Европейский парламент

Участие в выборах Европейского парламента (ЕП) 13 июня 2004 года явилось для Эстонии новым и важным опытом. Выбор, сделанный народом Эстонии, имеет большое значение, так как ЕП играет важную роль в процессе принятия решений в ЕС, а конституционный договор увеличит еще более компетенцию ЕП.

Эстония имеет 6 представителей в ЕП: Катрин Сакс, Марианне Микко и Андрес Таранд от Социал-демократической партии Эстонии (фракция Партии европейских социалистов), Сийри Овийр от Центристской партии, Тоомас Сави от Партии реформ (оба входят во фракцию Союза европейских либералов и демократов) и Тунне Келам от Союза отечества (фракция Европейской народной партии (христианских демократов)).

В ЕП 20 постоянных комиссий, в которых депутаты готовятся к парламентским сессиям. Катрин Сакс входит в Комиссию по внешним делам; Марианне Микко входит в состав Комиссии по культуре и образованию; Андрес Таранд - в Комиссию по индустрии, исследованиям и энергии; Сийри Овийр - в Комиссию по правам женщин и гендерному равноправию, а также в Комиссию по занятости и социальным вопросам; Тоомас Сави - в Комиссию по развитию и Тунне Келам - в Комиссию по региональному развитию.

Другие органы

Уно Лыхмус от Эстонии был назначен судьей в Европейский Суд с 1 мая 2004 года по 6 октября 2009 года, Кюллике Юримяэ назначена в Суд первой инстанции до 2010 года. Представители эстонского гражданского общества активно участвуют в Экономическом и социальном комитете, а представители местных самоуправлений принимают участие в Комитете регионов. В обоих комитетах у Эстонии по 7 человек, состав комитетов обновляется через каждые 4 года.

Мандат представителя страны в Счетной палате Керсти Кальюлайд действителен до 2010 года.

TopBack

© Посольство Эстонии в Киеве Puškinska tn 43B, Kiev 01901, Ukraina tel. (380 44) 590 07 80, e-mail: Embassy.kyiv@mfa.ee